П Ы Л Ь    Д О Р О Г
путешествия по окрестностям Благовещенска
на главную предыдущая статья следующая статья
Легендарный  "СТАРТ-ШОССЕ"
 
Этот велосипед достался мне на растерзание от того же товарища, которому тюнинговал "Турист". Не знаю, зачем он его покупал, но я не мог упустить случая поковыряться в механизмах такой раритетной и легендарной модели. В последствии он у меня так и остался, а товарищу отдал свою "Каму". По конструкции "Старт-Шоссе" близок к "Туристу", но имеются некоторые различия. Специальные горбатые тормозные ручки для руля-барана, с колесиком регулировки натяжения троса. Туклипсные педали. Заднее колесо крепиться к дропауту гайкой-барашком. Втулки рамы в местах сочленения труб имеют фигурные вырезы (то ли для облегчения, то ли для красоты). Узкое вытянутое кожаное седло. Отсутствует защитный диск на передней звездочке, а также на кассете.

ХВЗ логотип ручка тормоза седло гайка-барашек

Сам по себе велосипед очень легкий, несмотря на железную раму. Рама стандартной советской ростовки 23", причем длина верхней перекладины 22,5". Спаренные монетки переключения передач расположены на нижней трубе рамы (садизм то еще).

манетки

Велосипед был 8-скоростной (2х4). Задние звездочки 14-16-18-20 зубьев, передние 48-54, в гору не заедешь. Теперь самое интересное. Звездочка на 54 зуба - алюминиевая!!!

алюминевая мегазвездочка

Велосипед, конечно, был в раздолбанном состоянии. Рама облезлая. Ролики заднего переключателя приобрели огранку. Чувствуется, что его очень интенсивно эксплуатировали. Насколько смог подремонтировал. Убитое заднее колесо заменил на аналогичное, предоставленное D-Терминатором, но кассету по началу поставил родную, и совершил первую пробную поездку. До сих пор ездить с барановым рулем не приходилось, поэтому было интересно его испробовать. Но первые впечатления оказались не из приятных. Сидеть на таком велосипеде приходится в позе - "Йа Креведко", а из-за короткого подседельного штыря сидуху не настроишь на оптимальную высоту, и коленки при педалировании чуть ли не упираются в грудь. Трудно оглядываться, меньше обзорность. Можно принять более привычную вертикальную позу, держась за верхнюю перекладину руля, но при этом экстренно затормозить не получится - надо еще успеть изловчиться ухватить ручки тормозов, а в момент перехватывания руля теряешь равновесие. Из-за укороченной рамы, при поворотах, переднее колесо упирается в носки кроссовок, что также чревато потерей равновесия. А из-за низко расположенной каретки, педали в кренах на повороте чиркают по асфальту. При переключении скоростей в темное время суток, пальцы часто попадают в спицы переднего колеса. Велосипед очень жесткий, чувствуешь каждую трещину в асфальте, а на неровной дороге получается хороший костотряс. На облегченных ободах легко набиваются восьмерки, а также их малый гироскопический эффект снижает устойчивость велосипеда при медленной езде. Кароче капец.

Тюнинг

Чтобы придать байку эргономичности, заменил недоразвитый подседельный штырь на штырь от "Салюта", спасибо Kranzу. Стало намного лучше. Колени перестали упираться в грудь. Затем вместо стертых задубевших передних колодок поставил юзанные колодки от вибрейков. Заменил изнохраченый тросик заднего тормоза на новый (не понять от чего), найденный несколько лет назад на берегу Зеи. Тросик был толще родного, но в рубашку влез нормально. После этого задние тормоза вообще колом хватать стали ;-)
Теперь пришел черед кассеты. Решив более правильно подобрать звездочки по передаточным отношениям, растребушил харьковскую кассету от D-Терминатора (там были звездочки с очень большой разницей в числе зубьев), и оказалась, что на ней кроме 4 звезд есть еще место под 5-ю. Порадовало. Накидав в Ехеlе график передаточных отношений, выбрал наиболее оптимальное сочетание звездочек. Получилось 28-22-18-16-14. Испытал тюнингованную версию СШ, теперь в гору прет на удивление легко. Даже легче, чем Сура, у которой есть более пониженные передачи.

передняя звездочка,
число зубьев
задняя звездочка,
число зубьев
передаточное
отношение
48
28
22
18
16
14
1,7
2,2
2,7
3,0
3,4
54
28
22
18
16
14
1,9
2,5
3,0
3,4
3,9

С наступлением осенних холодов, голый алюминиевый руль держать стало очень некомфортно. Для утепления обмотал его старой камерой. По-моему получилось стильно ;-)

руль

После регулярных покатушек, выяснились некоторые преимущества Старт-Шоссе. Очень легко катиться, быстро разгоняется и ... хопы на нем делать легче, чем на Старке:-) Ну и из-за облегченной конструкции, затаскивать его на этаж - одно удовольствие. Кроме того он компактый, не сшибаешь почтовые ящики в подъезде, а обтекаемый барановый руль не наматывает на себя шторы :-) И в комнате занимает мало места.
Узкое жесткое седло оказалось не проблемой, из-за характерной шоссейной позы, вес велосипедиста распределяется иначе, нежели на обычных велосипедах, и давление на пятую точку меньше. Шоссейник опровергает утверждения Брайана Лопеса, что руль на велосипеде нужен не для поддержки верхней части туловища. Однако после 30-40 км начинает болеть шея и плечевые суставы, посадка все-таки очень неудобная. И когда со Старт-Шоссе пересаживаешься на Суру, ощущение такое, как будто с хардтейла садишься на двухподвес :-)

Тюнингованный Старт-Шоссе

Тюнингованный Старт-Шоссе

В целом шоссейник велосипед интересный и необычный, но непрактичный, особенно на наших дорогах.
октябрь 2009г.

на главную предыдущая статья следующая статья