П Ы Л Ь    Д О Р О Г
путешествия по окрестностям Благовещенска
на главную предыдущая статья следующая статья

Апгрейд  "СУРЫ"

А улучшать можно до бесконечности…
Аркадий Райкин

Что есть "Сура"?

Сура

В заводском варианте моя "Сура" (модель 111-523 1992г. выпуска Пензенского объединения "ЗИФ") представляла собой 3-х скоростной дорожник.

передняя звездочка,
число зубьев
задняя звездочка,
число зубьев
передаточное
отношение
48
26
22
19
1,85
2,18
2,53

Монетка переключения передач по древней традиции была расположена на нижней трубе рамы и иной раз думаешь: переключаться или ну его на фиг туда тянуться :-( Велосипед имел пластмассовые педали и камеры с резиновыми ниппелями. Силуминовые ручки тормозов закреплялись на руле хомутами, затягиваемыми винтом, расположенным внутри кронштейна, таким образом, что тросик проходил над его шляпкой. Пока не отсоединишь тросик от ручки, до винта не доберешься. Кроме того, подседельный штырь, как и у всех взрослых дорожников, был слишком короток, поэтому приходилось педалировать в полусогнутом состоянии коленей.
Также в комплекте с велом был дурацкий насос без шланга, навинчиваемый непосредственно на ниппель.

Ковыряясь во внутренностях сего постперестроечного творения, задумываешься, куда девалась та прочность и надежность зифовских велосипедов, которой они славились в середине прошлого столетия. Запас прочности конструкции минимальный, все подшипники без обойм и шарики из них рассыпаются при разборке. Но мне еще повезло, так как при всех конструктивных недостатках качество изготовления деталей было все-таки хорошим. Несмотря на то, что в 90-х годах "ЗИФ" был на грани закрытия и выпускал велосипеды с бракованными деталями. Во всяком случае родные детали достойно отработали свой ресурс, чего нельзя сказать о новых запчастях, лежащих в магазинах. Например, вал каретки, купленный в 2006 г. за один сезон превратился вот в такую какашку:

бракованный вал каретки

 

Мелкие переделки

Апгрейд проходил в несколько этапов, начиная с мелких доработок.
Взамен ниппельных камер, которые уже начали трескаться поставлены новые с автомобильными золотниками.
Родное седло заменено на седло от "Камы" с длиннющим подседельным штырем. Теперь посадка стала что надо, и колени уже не болели.
Затем и руль был заменен на камовский, так родной представлял собой непонятную загогулину с сильно загнутыми назад концами, из-за чего быстро уставали суставы на кистях. Камовский руль был несколько выше, что делало посадку комфортнее. Для большего удобства он был еще слегка разогнут по типу горного руля.
Пластиковые педали были заменены на силуминовые, купленные на рынке. Однако через пару лет, при усиленном педалировании на зейских песках, ось правой педали переломилась на две части. Случай примечателен тем, что это произошло в 20 км от дома. После этого были переставлены педали от "Камы" - настоящие советские педали с шарикоподшипниками, а оси родных педалей теперь возятся в бардачке на всякий случай.
Для более удобной регулировки сиденья по высоте, вместо гайки был изготовлен вороток.

вороток

Поломавшийся хомут крепления ручки тормоза заменен на самопальный, состоящий из двух полуколец, стянутых болтом. Теперь не нужно было для его подтягивания отсоединять тросик и залазить отверткой внутрь кронштейна. Вторая тормозная ручка была заменена на ручку от "Камы", поскольку ее кронштейн треснул.
Также модернизации подвергся и насос, от которого была отпилена торцевая часть, а вместо нее установлена самопальная заглушка с резьбовым отверстием под стандартный шланг.

Модернизация кассеты

Трехскоростная трансмиссия не очень-то устраивала. Особенно она перестала устраивать, с появлением у знакомых горных велосипедов. Хотя когда данный байк был куплен, по сравнению с односкоростной "Камой" - это было круто!
Итак, добавляется одна пониженная передача. Для этого снимается передняя звездочка с останков "Левушки" - моего самого первого велосипеда. Звездочка оказывается несколько толще, чем надо (3 мм против 2мм) и ее зубья не влезают в звенья цепи, поэтому звездочку приходится стачивать по толщине на токарном станке. Затем она устанавливается на кассету, а именно, привинчивается пятью винтами к первой звезде (для этого в ней были просверлены отверстия и нарезана резьба). Кассета обрела MegaRange!

переделка дополнительной 30-зубовой звездочки закрепление дополнительной звездочки на кассете

В процессе модернизации кассеты обнаруживается, что шлицы на первой звездочки наполовину стерты. Задние звездочки "Суры" имеют 4 шлица, что для велосипеда, который эксплуатируется далеко не в городских условиях - маловато. Для предупреждения поломки и упрочнения конструкции приходиться прибегнуть к хитрости;-) Что бы уменьшить удельное давление на каждый шлиц - надо увеличить количество шлицов. Но раз мы не можем добавить шлицы к звездочке, то идем обходным путем. Для этого все три звездочки просверливаются насквозь и через образовавшиеся отверстия стягиваются шпильками. В межзвездное пространство на шпильки устанавливаются втулки, длиной соответствующей зазору между звездочками. Втулки не дадут шпильками изогнуться. Теперь все звезды кассеты представляют собой моноблок, и какая бы звездочка не находилась в зацеплении с цепью, через шпильки крутящий момент будет передаваться остальным, нагружая их шлицы. Таким образом, нагрузка будет восприниматься не 4-мя, а 4х3=12-ю шлицами одновременно.
Далее нужно было исправить неправильное расположение монетки и поставить ее туда, где она и должна быть - на руле. Для этого необходимо удлинить тросик. И вновь донором стала "Кама" одолжив свой тросик переднего тормоза. Тросики были соединены между собой двумя пластинками, скрученными винтами, а между рубашками поставлена распорная трубка со втулками на концах.

соединение тросиков и детали распорной трубки

распорная трубка в сборе

Хомут монетки, рассчитанный на трубу рамы был большего диаметра, чем труба руля, что создало дополнительные трудности. С помощью полоски 1,5-мм стали, согнутой в кольцо, удалось компенсировать недостаток диаметра.
Дополнительная звездочка, несколько облегчила езду против ветра и на умеренных подъемах. Катание стало более легким, что ощущалось после нескольких десятков километров.
весна 2007 г.

Глубокий апгрейд

Кроме 3-х скоростных "Сур" также выпускались 1-, 4- и 8-скоростные модели, которые были отмечены в паспорте велосипеда. Но про 10-скоростную "Суру" узнал совсем недавно из интернет-переписки с пензенским велотуристом, любезно предложившим запчасти от этой модели.

халявные запчасти из Пензы

Получив заветную посылочку, в этот же день начал новый этап апгрейда. На присланную пятизвездочную кассету переставил свои модернизированные звездочки. Звезду с изношенными шлицами, разумеется, заменил на новую, подвергнув ее аналогичной переделке.
Теперь нужно было заменить старую кассету, но как скрутить ее с втулки колеса? Газовый ключ, молоток и зубило, и прочие извращения положительных результатов обычно не дают в таких случаях. Но если думать логически, раз трещотка навинчена на втулку и затянута усилием педалирования, то и отвинчивать ее надо точно также, только наоборот. А поскольку трещотка передает крутящий момент только в одну сторону, то ее нужно реверсировать. Для этого она разбирается, собачки и наружный корпус устанавливаются "задом наперед". Теперь включается самая пониженная передача, зажимается задний тормоз, и делается попытка провернуть педали в обратном направлении. Кассета нехотя страгивается с места и начинает откручиваться от втулки колеса.
Трещотка новой кассеты, как ни странно, не подошла по резьбе к моей втулке, хотя визуально шаг резьбы выглядел одинаковым. Пришлось менять и втулку (благо, она была среди запчастей). Разборка и сборка колеса (36 спиц) заняла всего 3 часа, не считая времени, затраченного на то, чтобы понять какова закономерность расположения спиц и времени на исправление восьмерок. В конце недели кассета уже проходила дорожные испытания на велосипеде, который стал 6-скоростным.

новая касета с дополнительной звездочкой

Следующая неделя в "Гараже монстров" была посвящена удвоению числа передач, т.е. установке переднего переклюка и двухзвездочной системы. В распоряжении было 2 переклюка: родной пензенский и харьковский. Однако из-за того, что пензенский переклюк мешал установке насоса, было решено ставить харьковский. Но так как он расчитан на звездочки меньшего диаметра, корректно установить его не получилось.
Теперь нужно было сотворить органы управления передним переклюком. Монетка была сделана самопальная, по образу и подобию той, что стояла на велосипеде. На ее изготовление ушел целый день и кусочек следующего.

самопальная монетка

Между монеткой и переклюком был установлен бэушный тросик газа от мотоблока, удлиненный, описанным выше методом, только рубашкой второго куска тросика служит изогнутая латунная трубка. В заводском варианте трубка тросика приварена к кареточному узлу, а в моем - она крепиться двумя хомутами.

система переключения передних звездочек

В воскресенье апгрейд был закончен. На него ушло ровно две недели, причем работа по модернизации длилась с утра до вечера, прерываясь только садово-огородными работами. Отпуск прошел не зря:-) "Сура" превратилась в 12-ти скоростной кастом-байк, что расширило ее возможности. Реально конечно используются не все сочетания звездочек, так как некоторые передачи отличаются друг от друга только вторым знаком после запятой (см. табл.). Обычно при движении на подъем я сначала выбираю всю кассету, а затем перехожу на малую звезду системы. Почему именно так? Потому что чем большая задняя звездочка включена, тем меньше нагрузка на цепь. В то время как малая передняя звездочка уменьшает усилие только на педалях, оставляя цепь нагруженной.

передняя звездочка,
число зубьев
задняя звездочка,
число зубьев
передаточное
отношение
40
30
26
22
19
17
14
1,33
1,54
1,82
2,11
2,35
2,86
48
30
26
22
19
17
14
1,60
1,85
2,18
2,53
2,82
3,43

16-29 июля 2007г.

Несколько позже спереди все-таки был установлен родной пензенский переклюк, для чего пришлось изменить крепление насоса.
Также под нижнюю звездочку заднего переклюка была поставлена направляющая в виде шайбы, не дающая цепи соскакивать с него при включении крайних малых звездочек кассеты.

задний переклюк с направляющей шайбой

Увеличить Сура 1024x751 172 kb Увеличть Сура 1024x768 300 kb

В связи с успешным апгрейдом велосипеда объявляется благодарность Андрею Нугаеву и Татьяне Белявской за предоставленные запчасти, без которых модернизация была бы невозможна.


Новая модернизация

Проездив года два на этом модернизированном девайсе, понял, что количество зубьев на двух последних звездочках кассеты подобрано нелогично. Кроме того самая маленькая звезда, крепящаяся на резьбе, при нагрузках прокручивается. А ведь она по-сути является гайкой, удерживающей всю кассету в собранном состоянии. Неприятная ситуация. Очень кстати D-Terminator подарил мне две пары колес от старых советских велов. Одна пара оказалась от 4-скоростной Суры. Последняя звездочка там была на 16 зубьев, что очень правильно с точки зрения соотношения передаточных чисел. Недолго думая, я поставил его колесо с 4-скоростной трещоткой, переставив на нее часть своих звездочек, которые были модернизированы на предыдущем этапе апгрейда. Однако новая трещотка оказалась несколько меньшей длины, и головки винтов, которыми крепилась "MegaRange", упирались в спицы. Чтобы создать необходимый зазор пришлось выточить шайбу толщиной 2 мм и надеть ее на втулку под трещотку.
Одно ушко на втулке заднего колеса оказалось сломанным. Перевтуливать колесо из-за такой мелочи желания не возникало абсолютно. Выход из положения нашел, выпилив из кусочка алюминия вот такую любопытную детальку:

ремонт ушка втулки

Таким образом, на моем велосипеде появилось колесо от Терминатора (правда, круто звучит :-)) Скоростей у Суры поубавилось, но зато теперь они более правильно подобраны по передаточным числам:

передняя звездочка,
число зубьев
задняя звездочка,
число зубьев
передаточное
отношение
40
30
26
22
19
16
1,33
1,54
1,82
2,11
2,50
48
30
26
22
19
16
1,60
1,85
2,18
2,53
3,00

Сильно растянутая родная цепь заменена на менее растянутую цепь от горного велосипеда. Точнее ее пришлось стыковать из двух, подобрав цепи с одинаковым износом, так как не хватало длины. Ну и в завершении апгрейда заменил хлипкие родные тормозные ручки на ручки от горного велосипеда, которые мне подарил Godz. Пришлось только просверлить в них новые отверстия для крепления тросиков, поближе к оси, чтобы изменить соотношение плеч рычага.

новые тормозные ручки

2010г.

Таким образом "Сура" - это не только велосипед, но еще и хороший конструктор:-)))))

на главную предыдущая статья следующая статья