П Ы Л Ь    Д О Р О Г
путешествия по окрестностям Благовещенска
на главную предыдущая статья следующая статья

ЖЕСТКИЙ  НОЧНОЙ  ВЕЛОПОХОД  ГРЯЗНУШКА-НОВОТРОИЦКОЕ

Возникла у Лехи идея прокатиться из села Новотроицкого в село Грязнушку и обратно. Мне эта идея не очень понравилась, но Леха заверил, что ничего сложного там нет, и весь маршрут займет не более 40 км.

Леха поехал в Новотроицкое своим ходом, а я свой велосипед повез на машине. По дороге начали происходить мелкие неприятности, связанные с напряженной дорожной ситуацией, затем на бензоколонке был перерыв, пришлось ждать и т.п. Как-то не очень удачно все начинается.

В селе, поставив машину и достав велосипед, мы поехали по Лехиному маршруту. Когда проселочными дорогами добрались до дороги, ведущей в Грязнушку, оказалось, что она конкретно подзаросла. Леха этому удивился, так как по его словам, раньше она была вполне приличной автомобильной дорогой.

Теперь ехать приходилось в основном на первой звездочке кассеты, временами переходя на вторую и совсем редко на третью. Также часто приходилось спешиваться. Но местами пешком идти было труднее, чем ехать, травяные плети обвивали ноги, мешая ходьбе. Трава также наматывалась на кассету, заставляя цепь проскакивать и мешая переключаться. Застрявшие в тормозных суппортах стебли издавали эпичный скрип, напоминающий автосигнализацию. Иногда из травяных зарослей взлетали подрастающие фазанчики. Повсюду стрекотали, кузнечики, сверчки и цикады.

Потом флора сменилась, и пред нами предстал луг, сплошь заросший укропоподобными растениями, цветущими маленькими желтыми цветочками, из-за чего казалось, что весь ландшафт окутан желтой дымкой.

Затем началось редколесье, а через несколько километров с правой стороны открылся замечательный вид на гряду холмов.

После чего дорога пошла на пологий затяжной спуск, после которого преобразилась в нормальную цивильную грунтовку, и тут можно было вздохнуть с облегчением - теперь движению ничто не мешало. Грязнушка была уже рядом. Впереди горел закат, а позади высоко блестела половинка луны.

Положив велосипеды, мы взобрались на холм, где по утверждению Лехи должен быть ДОТ. Однако ДОТа там не оказалось, а поверхность холма будто была стесана и еще не заросла травой. Мы спустились к велосипедам и поехали дальше. В это время пламя заката пересек вертолет.

В саму Грязнушку въехали через мостик над одноименной речкой. Примечательно, что речка была вся заросшая, и водный поток клонил траву, не давая ей поднять верхушки над водой. И по-моему это действительно была трава, а не водоросли.

За мостом находился машинный двор, где среди современной техники приютился старенький ДТ-75 синего цвета, (а мне еще 20 лет назад говорили, что их уже нигде не осталось) и монстр-Нива на болотоходных колесах.

20 км маршрута мы преодолели за 3 часа! В то время как по нормальным дорогам на это уходит часа полтора. Из графика выбились существенно, и стало ясно, что засветло в город вернуться уже не удастся, придется опять ехать в потемках. Одно радовало, что ночью будет мало машин. Обратно в Новотроицкое решили возвращаться не этой труднопроезжаемой дорогой, а поехать по нормальной деревенской дороге в объезд Грязнушки.

Сфотографировав багровое зарево заката, мы двинулись по широкой грунтовой дороге, которая на всех атласах и даже спутниковых снимках значиться чуть ли не как шоссе, идущее аж до самой Новопетровки.

Смеркалось… Дневная жара сменилась вечерней прохладой. Мы искали развилку на Новотроицкое, но пока справа от нас текла речка и никаких путей быть не могло. По дороге начали попадаться лужи и раскисшие участки. Вскоре сумеречного света стало не хватать. Хорошо, что я наученный горьким опытом прошлых незапланированных ночных блужданий по сопкам Белогорья, взял велофонарик. Батарейки в нем были уже уставшие, но для подсветки подозрительных мест на дороге их вполне хватало. Леха, как и в прошлый раз, довольствовался фонариком телефона, который было неудобно держать, но светил он ярче. Я тоже попробовал на Лехин манер подсветить путь, но не мобилой, а китайским электрошоковым фонариком, но от тряски у него вырвало пластиковый задник, за который я его удерживал, прижав к рулю. Как смог впихнул задник обратно. Поломка была не серьезная, дома можно отремонтировать, но упирать его об руль уже не вариант. Пришлось и дальше довольствоваться подсевшим велосипедным фонарем.

Ехали без приключений, по ровной дороге, объезжая лужи. И вот в свете моего уставшего фонарика я не отличил мокрую поверхность гладкой дороги от мутной поверхности лужи. Выглядели они абсолютно монотонно, а границу раздела скрывала трава. Лужа оказалась глубокой, при въезде в нее переднее колесо резко нырнуло вниз и уткнулось в дно ямы, а я, перелетев через руль, плюхнулся боком в дорожную водицу. Грязнушка полностью оправдала свое название! Негодованию не было предела! Полностью промокла в грязной воде штанина с карманами, в которых лежали мобила и GPS, а также половина футболки. У мобилы замазался грязью экран, USB-порт и динамик, у навигатора отказались работать некоторые кнопки. А до машины добираться (по скромным прикидкам) еще километров 20. Хорошо, что питьевой воды взял с запасом, было чем отмыть фейс и поцарапанный локоть.

Луна спряталась за горизонт и больше не показывалась. Дорога продолжала "радовать" лужами и раскисшими участками, но все они были объезжаемы. Цепь хрустела от грязи и проскакивала на зубьях звездочек, переключатель заедал, тормоза скрипели. Мы ехали к ближайшей развилке, показываемой навигатором. Однако путь тянулся долго. И треугольничек на экране был почти неподвижен. Казалось, проехали пару километра, смотришь на экран, а там еще и полкило нет. Когда, наконец, достигли развилки, предполагаемая дорога на Новотроицкое оказалась заросшей полевой колеей. Мы решили не блуждать по ней во тьме и попедалили дальше.

Внезапно наша укатанная грунтовая автодорога уткнулась в травяные джунгли, и никаких объездных путей не было. Точнее дорога продолжалась и дальше, но продолжалась она под высокой травой, как будто здесь несколько лет уже никто не ездил. Эта резкая смена качества на некоторое время поставила нас в тупик. Теперь уже негодовал Леха, так как ему все говорили, что эта дорога чуть ли не как шоссе на всем своем протяжении. Делать ничего не оставалось, как ехать дальше. И стало очевидно, что в город мы доберемся не просто по темну, а глубокой ночью. Положение усугублялось тем, что здесь отсутствовала сотовая связь, и предупредить домашних не было возможности.

После нескольких километров растительности, дорога внезапно опять стала нормальной. Периодически наезженные и заброшенные участки дороги чередовались, что было странным. К лужам добавились глубокие промоины. Местами с толку сбивали развилки. Но слава новым аккумуляторам в GPSе, работал он без сбоев (не то что на обычных солевых батарейках), хотя индикатор заряда показывал то меньшие, то большие значения. Кнопки уже высохли и начали функционировать. Путешествие затягивалось на непредсказуемое количество часов и километров. Однако ни спать, ни есть совсем не хотелось, несмотря на то, что мы остались без ужина. Пить тоже не хотелось, так как было прохладно, даже зябко и влага не терялась с потом. Временами мы въезжали в теплые воздушные массы, но такие участки были непродолжительными.

Кругом стрекотали сверчки. А на небе была такая обильная россыпь звезд, какую в городе только в бинокль можно было увидеть! Множество мелких звездочек сверкающими песчинками разбросаны по всему небосводу. Местами их плотность больше, местами меньше. Небо было будто трехмерное, одни звезды находились как бы на поверхности, другие светили из глубины. Отчетливо виднелись плеяды, Млечный путь и наконец-таки я нашел Малую медведицу. Изредка небесное полотно прочерчивали метеоры.

Дорога шла на плавный подъем и тут начала появляться призрачная сотовая связь, а чем сообщала индикация телефонов. Однако она была слишком призрачная, чтобы можно было позвонить или отправить СМСку. Но Лехе все же кто-то дозвонился (у него другой оператор), однако вскоре разговор прервался.

На пути продолжали попадаться лужи и глубокие промоины. Ехали мы чаще всего рядом, чтобы можно было пользоваться светом одного смартфона. Мой велосипедный фонарик, который стал еще более тусклым, включал редко, только на экстремальных участках. Тем не менее, падать с велосипеда приходилось еще не раз, но всегда удачно - на ноги. И вот, когда в очередной раз потребовалось включить фонарик, я вдруг не обнаружил его на руле. Твою дивизию! Фонарик был очень удобный, заказывал через одного знакомого 12 лет назад и терять его совсем не хотелось, не факт что такие еще делают. Но тратить драгоценное время на поиски тоже сейчас не вариант, надо было побыстрее добраться до стабильной сотовой связи. Решил, что если в течении километра не найду его, то больше искать не буду. Включив вспышку телефона, пошел на поиски, внимательно осматривая придорожные заросли травы. Метров через 300 фонарик обнаружился на середине дороги. На этот раз установил его на руль, более тщательно проверив надежность крепления.

Черный треугольник на экране навигатора приближался к новой развилке. На этот раз боковая дорога оказалась не сильно заросшая, и должна была привести к трассе. Мы свернули на нее. Среди холодноватого ночного воздуха вдруг встретился участок с влажным субтропическим климатом, как будто перед нами открыли дверь парилки. Но он быстро закончился. Мы удивились этой локальной климатической аномалии. В поле был еще один перекресток, и тут возникла дилемма. Один путь на моей рукотворной векторной карте был прочерчен до шоссе, а второй был тупиковый. Но карту я чертил много лет назад, с тех пор могло все измениться. Леха смотрел по гугл-картам, и там все было наоборот. Но обе дороги знатно петляли через поля и локальные участки лесной растительности. После совещания мы поехали по "моей" дороге.

Полевая дорога была вполне сносной и напоминала типичную огородную, ехать не представляло труда. И вдруг… метрах в 200 по курсу мы услышали что-то типа лая охрипшей собаки. Насторожились. Звук повторился снова и снова: ХРЭ-ХРЭ-ХРЭ-ХРЭ … ХРЭ-ХРЭ-ХРЭ-ХРЭ. И тут стало ясно, что это вовсе не лай, это вообще непонятно что. В нем было что-то отдаленное и от хрюканья свиньи и от карканья вороны и все это как бы промодулировано собачьим лаем. Какая неведомая зверюга может издавать такие звуки??? По спине пробежала холодная волна адреналина. В памяти пронеслись образы всех монстров из S.T.A.L.K.E.R.a. Маленькую искорку спокойствия придавало наличие шокирующего фонарика, но прям совсем маленькую. Мы одномоментно решили ехать по "Лехиной" дороге и дернули на нее в ускоренном темпе. Однако, спустя километр "Лехина" дорога закончилась на поле, заросшем полынью. Тогда решили гнать обратно на грунтовку и без всяких сомнительных полевых сокращений, ехать до самой Новопетровки. Достигнув грунтовки, постарались как можно быстрее покинуть район обитания неведомого зверя, опасаясь, как бы он не выскочил на дорогу из кустов. Мало ли кто это мог быть. Вдруг это писец, а вдруг он полный…

Отъехав от этого места на безопасное расстояние, еще раз проверили сотовую связь, она по-прежнему была призрачной. СМСки отправляться не хотели, звонки и подавно. Хотя одна входящая СМСка из дома все же отображалась на экране, значит смогла как-то пробиться. Вновь взглянув на необычайно-звездное небо, отправились дальше.

Новопетровка медленно, но уверенно приближалась к нам. И вот на последней развилке, мы все же решили срезать, что давало экономию около двух километров. На затяжном спуске, наконец, появилась уверенная сотовая связь. Я позвонил домой и сказал что приеду утром, заодно описав какие изумительные звезды сейчас наблюдаю и как наслаждаюсь пением сверчков. От души отлегло, теперь можно было сильно не торопиться. Позади было уже 50 км.

На трассе у Новопетровки лежал новый асфальт, вдоль дороги светили светодиодные фонари, под которыми кружили огромные бежевые бабочки - китайские дубовые павлиноглазки. Царила атмосфера уюта и умиротворения. Вся ночная жесть осталась позади, и на душе стало так тепло и спокойно, что аж уезжать оттуда не хотелось. Но впереди была почти вся ночь и 40 км велосипедного пути, а потом еще 28 автомобильного.

После Новопетровки, фонари закончились, а затем закончился и асфальт. Но шоссе продолжалось. У Лехи вдруг заскрипела цепь, но потом скрип сместился на другую сторону дороги, а затем в придорожны кусты. Оказывается, это на бреющем полете пролетела летучая мышь. Их писк очень похож на скрип ржавой велоцепи.

Траса ремонтировалась. На дороге периодически встречались неподвижно стоящие экскаваторы с включенными фарами и гудящими моторам, но в кабинах никого не было. Очевидно, они просто освещали опасные участки дороги ночью, а мотор работал, чтобы не разряжался аккумулятор. Подъезжая к одному такому экскаватору, мы пошутили, что это десептикон в ждущем режиме, и когда мы приблизимся, он трансформируются в огромного злобного робота :-)))

На одном участке дороги работы все же велись и ночью, экскаватор рыл грунт и ездили грузовики. Потом грунтовый участок шоссе закончился и снова начался асфальт. В придорожной траве стрекотали сверчки. На ясном небе светили звезды, но уже не в таком количестве, так как в нескольких местах над горизонтом была паразитическая засветка от населенных пунктов. Асфальт и дорожная разметка были хорошо различимы в этом мглистом свете. Цепь похрустывала и с трудом переключалась на одну из звездочек. Ехали на расслабоне, особо не торопясь. Леха даже устроил театр теней, изображая пальцами в свете мобильного фонарика различные фигуры. Машины проезжали крайне редко. Интересно, что про нас думали водители?

Возле населенных пунктов, трассу освещали светодиодные уличные фонари, под которыми также кружили дубовые павлиноглазки. Достигнув Новинки, заехали на родник. Последняя вода была выпита в Новопетровке, а крутить педали 40 км без питья черевато для коленных суставов. Велосипедист должен потреблять воду в поездке регулярно.

У родника стоял автомобиль с включенными фарами, направленными прямо на трубу, из которой текла водица. Под халявным освещением мы пополнили запасы воды и устроили привал. Сидели там, пока машина не уехала. Потом пошли посмотреть водопад. Но на моем китайском шоковом фонарике начал стробоскопить светодиод, а это значит, что ему пришел каюк. И это было обидно, потому что фонарик появился у меня совсем недавно. Теперь придется ремонтировать не только корпус…

Осмотрев водопад, отправились дальше. Уже начала чувствоваться усталость и легкая сонливость. Холодало. Хотелось набросить ветровку, но ее не имелось в наличии, ибо когда начинали свой путь было +30. Дорога виднелась все отчетливей, а небо приобретало более светлый оттенок. Смеркалось… но уже в обратную сторону, т.е. в сторону утра. Так не привычно было встречать утренние сумерки на велосипеде...

Транспорт по шоссе стал проезжать несколько чаще, в основном это были междугородние автобусы. Когда мы ненадолго остановились - стало тепло, так как нас перестал обдувал холодный ветерок. Поехали - снова стало зябко. Но греться частыми стоянками мы позволить себе не могли.

У кольцевой развязки возле полигона ДВОКУ увидели велосипедиста, едущего навстречу. О, не одни мы такие, оказывается :-) Я помахал ему рукой, он поздоровался. Было еще достаточно темно и лица разглядеть не удавалось.

В Новотроицкое приехали на рассвете. Рассвет выдался не менее колоритный, чем закат. По селу до машины шли пешком, так как устали от сидения на велосипедах. Возле одного двора увидели постапокалиптический трактор, будто созданный для съемок "Безумного Макса".

В гараж добрался к пол седьмому и в 8 утра наконец лег спать :-) Вот так 40-километровая велопокатушка превратилась в суровый 91-километровый велопоход с элементами выживания, продлившийся более 12 часов.

С помощью интернета удалось идентифицировать голос ночного зверя, он больше всего оказался похож на лай косули.

Но теперь после всей этой ночной жести, меня снова тянет туда, узнать куда ведут те боковые дороги, и посмотреть на эту козу, испугавшую нас ночью.

6-7 августа 2022 г.

на главную предыдущая статья следующая статья