П Ы Л Ь    Д О Р О Г
путешествия по окрестностям Благовещенска
на главную предыдущая статья следующая статья

HARD  DAY

или
трудный день велосипедиста
(О поездке в падь Дальнюю)
 
Название этой статьи стыренно с дополнительного уровня ко 2-й Халфе, но очень к ней подходит.
Все началось с того, что в очередной раз захотели найти дорогу, ведущую на Кремневую сопку. Несколько раз мы предпринимали безуспешные поиски на машине. Если верить атласу автомобильных дорог Амурской области, она является продолжением ул. Ленина, но в Верхблаговещенском ул. Ленина упирается в забор чей-то дачи, на том все и заканчивается. Поиски объездных путей тоже не дали результата. Но теперь, обладая спутниковыми снимками местности, обнаружили дорогу, идущую в нужном направлении и хотелось ее проверить. Наступили выходные, но погода выдалась не лучшая, дул сильный ветер. Несмотря на это, мы отправились в путь.
Встречный ветер создавал такое сопротивление, что даже трудно было ехать по асфальту. Всю дорогу я не переключался выше первой скорости. Таким образом мы доплелись по набережной до конечной пятерки и Большой садовой грунтовки. В моих планах было разведать сначала одну дорожку, проходящую около каменного карьера, поэтому, свернув с Большой садовой грунтовки, мы поехали вдоль Ротаньего озера. Дорога там не из лучших. Местами встречаются участки с нехилыми выбоинами, крупными камнями и обломанными ветками. Велосипед то и дело подбрасывало на неровностях. Разок я влетел в ямину поперек которой валялось несколько крупных ветвей. Под задним колесом ветвь переломилась, и оно шмякнулось о грунт. Обломок ветки подлетел в воздух, ударившись о кронштейн заднего крыла. А ведь мог попасть между спицами и кронштейном, тогда бы точно без поломки не обошлось. Едем дальше, пересекаем ручей, у развилки в распадке между сопками. Это был тот распадок, на противоположенном конце которого находится золоотвал. В распадке уже зеленела молодая трава, которая до этого виднелась только на обочине.
За распадком находится сопка, туда то нам и надо. Взбираемся пешим ходом по автомобильной дороге, устремляющейся ввысь, на плоскую вершину. И тут Серега говорит: «А где твоя бутылка?». Я поворачиваюсь к багажнику: он пуст!!! Купленная перед поездкой бутылка газировки – весь мой запас воды, была утеряна по дороге! :-((( Видимо она была плохо прикручена проволокой и упала во время тряски на дороге, возможно даже в тот момент, когда я налетел на ветку в яме. Неудачное начало путешествия. Очень обидно. Ладно, без воды я могу продержаться километров 20, проверено. Идем дальше.
С вершины открывалась панорама на Верхблаговещенское. У подножия сопки виднелись деревянные дома, заборы, расчленяющие село на прямоугольные участки, и стоящие за этими заборами автомобили, а также деревца черемухи, растущие возле домиков, окутанные зеленоватой дымкой распускающихся листьев. К этому добавлялся лай собак, черными точками копошащихся внизу. Вдоль горизонта серо-голубой лентой блестел Амур, а за ним возвышались сопки Китая, тонущие в синеватом тумане. Ветер заставлял трепетать наши спортивные куртки, которые надувались как паруса.

Насладившись видом с обрыва, мы двинулись на боковую дорожку, которую мне хотелось обследовать. С одной ее стороны располагались садовые участки, с другой сосновая роща и широкий перепаханный участок, разделяющий эту рощу на две части. Серега утверждал, что она выведет к золоотвалу, однако дорога сделала резкий поворот налево, обогнула рощу и пошла вдоль противоположенной границы пахоты, тем самым описав крюк. Далее она соединилась с другой дорогой, по которой мы спустились прямо на линию 41-го автобуса, рядом с территорией ЗАО «Асфальт», там где за бетонным забором грохочут транспортеры и возвышаются горы щебенки. Затем, предстоял подъем по продолжению золоотвальной дороги. Она сначала идет прямо, потом поворачивает на север и выводит к недостроенной насосной станции. Там планировался новый золоотвал. Но его так и не построили, во всяком случае пока. Контуры будущего золотвала окаймляет извилистая грунтовка, пересеченная несколькими поперечными и продольными дорожками. Этот участок мы называем Сплетением. Но сегодня нам туда не нужно.
Миновав подъем, мы остановились, чтобы определиться с дальнейшим маршрутом. Серега достал из рюкзака огромную карту-портянку – распечатанные на лазерном принтере спутниковые фотографии местности и склеенные между собой в одно большое полотно. Я поставил велосипед на подножку и подошел посмотреть карту. Ветер теребил ее, пытаясь вырвать из рук, и даже слегка порвал. В поисках нужной дороги я предложил проехать до заповедника. Прошлым летом мы катались там,но свернули в другую сторону, не изучив до конца, дорогу, идущую мимо заповедника. но тогда мы попали в заповедник из Верхблаговещенского. Сейчас маршрут должен быть другой, и я указал его на карте.
В этот момент порывом ветра мой велосипед опрокинуло с хлипкой подножки, и ё-мое!!! он упал, ударившись о землю зеркалом. Автомобильным зеркалом в пластиковой оправе, установленном неделю назад. Поднимаю велосипед. Зеркало опутано паутиной трещин, мир видимый в нем сделался мозаичным. :-(((( Обидно-то как!!! Такое удобное выпуклое зеркало с неплохим углом обзора. Неудачи начали сопутствовать путешествию. Это был явно не мой день. Что-то подсказывало, что надо вернуться пока не произошло еще что-нибудь. Две сегодняшние неприятности казались предупреждением. Мой стальной конь почему-то упорно не хотел продолжать свой путь. Но разве настоящих исследователей это заставит свернуть на полпути! Совсем не интересно возвращаться, не достигнув намеченной цели. Ну так продолжим.
Следить за дорогой через разбитое зеркало все же было возможно, смотря в крупный продолговатый сегмент. Главная проблема была в том, что сегменты разбитого стекла могли вывалится.  На ходу я попытался вправить их пальцем, но моя рука соскользнула с руля, и палец уткнулся в этот продолговатый сегмент, расколов его пополам. Стало совсем хреново, в смысле видимости:-(((((
Проезжая мимо березовой рощицы мы заметили банки, привязанные к стволам деревьев.
-О, кто-то березовый сок собирает.
 -Давай тоже попробуем.
Я достал из бардачка отвертку, и мы направились в рощицу. Серега приглядел себе березу, расковырял кору и начал слизывать выступающие капельки. Я выбрал дерево рядом и последовал его примеру, аккуратно положив велосипед на землю. На подножку я больше его не ставил. Закончив с вампиризмом мы двинулись к заповеднику. Для этого на следующем перекрестке свернули вниз, т.е. к Амуру и поехали по дороге, идущей вдоль Верхблаговещенского. Ветер поднимал на ней клубы пыли, летящие в лицо.  Поэтому около половины дороги было пройдено с закрытыми глазами. Примерно это выглядело так: зажмуриваешся, проезжаешь несколько метров, потом быстрый взгляд на дорогу, и снова зажмуриваешся.
Дальше дорога поворачивала и уходила на подъем, выводя нас из пылевого облака. Вскоре донесся собачий лай. Это значит рядом дачный участок. Собаки у нас велосипедистов не любят. Достаю из кармана «УДАР» и перекладываю его за пояс, от туда быстрее достать можно в случае атаки зубастых хищников. Подъехав ближе, мы увидели большой бревенчатый дом, рядом с которым стояли сеялки, бороны и др. сельхозтехника. Рядом с домом фермер пас стадо овец. Про себя мы прозвали его «чабаном». Далее дорога пролегала через обширные зеленые поля. Там мы увидели второго фермера, пасущего овец.
Миновав поля «чабанов», выехали к развилке (это напротив недостроенного золоотвала), и свернули, вниз к заповеднику. Спуск оказался нелегким. Двигаясь против ветра, приходилось прикладывать усилие на педали. Престаешь их крутить, и велосипед останавливается. И это при движении вниз по склону! Так мы въехали на территорию заповедника, о чем сообщала затертая желтая табличка, приделанная к стволу дерева. Недалеко виднелся Амур и китайский берег. Дорога, шедшая наискосок к нему, делала крюк и вновь уходила вверх. Справа вдоль нее тянулась узкая полоска с растущими в один ряд деревьями, а слева простиралась, поросшая кустарником, равнина.

Мы остановились, что бы осмотреться. И тут произошло самое удивительное событие за всю поездку. Серега, гладя за деревья, вдруг крикнул: «Смотри, олени!!!».
-Где?! – спросил я, ничего не увидев.
-Они за кусты убежали. Сейчас через дорогу побегут!
И в правду, вскоре через дорогу пронеслись два олененка, мелькая пушистыми беленькими хвостиками, задранными вверх, и скрылись в зарослях кустарника. Действительно классно было увидеть метрах в ста от себя настоящих диких оленей. Жаль что камера мобилки не смогла сделать качественный снимок с такого расстояния, оптика не та.
Под впечатлением от увиденного зрелища, мы отправились дальше. За сопкой следовал распадок, и дорога вела к нему. Прокатившись вниз по склону, мы оказались на зеленом лугу, покрытом кочками.

Похоже, что недавно здесь прошел пал, и молодые ростки травы пробивались через слой обуглившихся прошлогодних стеблей.  Луг с обоих сторон обрамляли гряды сопок, тянущиеся к горизонту. А на восточном горизонте все пространство между сопками было затянуто густой пеленой дыма лесных пожаров. Впечатляющее и жутковатое зрелище. Всего мы насчитали три очага возгорания. Весенние пожары в наших краях – регулярное явление…
 
 
В противоположенном направлении, т.е. на Западе, поперек распадка тянулось ограждение из колючей проволоки, а за ней возвышалась наблюдательная вышка пограничников. Посмотрев карту, мы обнаружили, что искомая нами дорога есть та самая, которая проходит за колючкой. Да, это пограничная дорога, по которой только что проехал военный уазик, подняв за собой шлейф пыли, как дымовую завесу. Какой облом! Однако, поскольку, судя по снимкам, эта дорога далее уходила от границы, мы решили посмотреть: не проходит ли она дальше по эту сторону колючки. Что бы проверить это, надо было взобраться на сопку. Мы начали пересекать распадок пешком, спотыкаясь на, разбросанных всюду, кочках. Под ногами хлюпала влага. Затем пришлось перейти через маленький ручеек. Наконец кочкарник кончился, и началась полоса, покрытая плотным утрамбованным слоем из высохших растений, похожим на ковер. Мы приблизились к подножию сопки, и выбрав удобное место, полезли наверх, таща с собой велосипеды. Пройдя больше половины пути вверх, продираясь через сухие колючие кусты и царапающие ветви, решили оставить байки. Дальше шел крутой подъем, и тащить их за собой не имело смысла. Положив транспорт под деревьями среди колючих кустов, продолжили восхождение. С вершины было видно, что дорога, хоть и отворачивает в сторону от границы, все равно продолжает оставаться облаченной в колючую проволоку. Спустившись вниз, мы поехали вдоль распадка у подножия гряды сопок. Точнее ехал Серега, а я вел «байк» вручную, лишь изредка, на ровных участках с твердой почвой, прибегал к недолговременной езде. Спрессованный покров из сухих растительных остатков хрустел под колесами, отдаваясь звоном в баллонах. Такой же звук можно услышать, если едешь по мелким камешкам или сухой стерне. На этом субстрате за велосипедом оставалась колея. Вскоре на пути показались непонятные светлые камни, расставленные поперек распадка в несколько рядов. При приближении к ним выяснилось, что это не камни, а бетонные пирамидки, вкопанные в землю – противотанковое заграждение.

Проехав пару километров по распадку, мы опять начали восхождение по склону сопки, который был усеян белыми камнями, похожими на известняк. К самой вершине снова шли без велосипедов, оставив их в нижней части склона. С вершины открывался великолепный вид на ландшафт.

Окончательно измотанный, я сел отдыхать на камень на склоне сопки. Но Серега при фотографировании так наклонил сопку, что я чуть было не свалился вниз:-)

 

Затем Сереге захотелось еще раз проверить ту дорогу. Он долго уговаривал меня идти дальше, наконец, я с неохотой встал с насиженного места. Мы спустились, взяли велосипеды, и снова пошли на верх по промежутку между двумя вершинами сопок, на одной из которых только что были. Дальше подъем переходил в горизонтальный участок с выжженной землей. Кусты там росли редко, поэтому по нему можно было ехать. Приблизившись к искомой дороге, мы опять увидели вдоль нее столбы с натянутой колючей проволокой и отправились назад. Двигаться по склону вниз можно было и на колесах, несмотря на мелкий кустарник. Справа, недалеко от нас, зиял глубокий овраг, доходящий до самого подножия.
Когда мы ехали по лугу в обратном направлении, со стороны одной из сопок спикировал орел. Долетев до середины распадка, он начал величественно парить в воздухе на широко распростертых крыльях.
Снова переходим через кочки, перешагиваем ручей и покидаем распадок. Густой шлейф дыма, как от извержения вулкана, остается за спиной.
 
Ведя свой велосипед на подъем, начинаю замечать, что педали стали время от времени крутиться вслед за колесом, что за хрень?.. Из-за этого периодически ударяюсь о них ногой. Ощущение не из приятных. Но вот подъем закончился, садимся на велосипеды… и Серега уносится вперед, а я кручу педали и остаюсь на том же месте. Еще несколько неудачных попыток начать движение. Бесполезно. Педали свободно вращаются в любую сторону, что взад, что вперед, а велосипед беспомощно стоит на месте. Приехали… До дома еще 10-12 км, из которых только 3 по городу. Вот она и произошла последняя и самая крупная неприятность. Однако, что нужно делать в этом случае, я уже знал. Позапрошлым летом точно такое случилось после спуска по Нагорной. Но то было в черте города и мне пришлось вести велосипед пехом до гаража всего 2 км. Тогда неисправность легко устранилась путем постановки кусочков резины под собачки трещотки. Я наивно полагал, что причина нынешней поломки в разрушении кусочков резины.
Из резины удалось найти только трубчатый жгут в Серегиной аптечке. Снимаю заднее колесо и, подложив под ступицу тряпочку, разбираю трещотку. Аккуратно снимаю блок звездочек, но несколько шариков из подшипника все-таки падает на землю. Посылаю пару крепких ругательств в адрес конструкторов, которые додумались создать подшипники без сепараторов. Шарики там просто насыпаны между беговыми дорожками и при сборке-разборке удерживаются исключительно за счет прилипания к смазке. Таких шариков в блоке звездочек где-то около 80-и. Правда у меня их уже меньше...
Когда добрался до собачек, обнаружил, что их верхние кромки стерты. Ну ничего, сейчас сделаем. Еле как отверткой и ногтями отковырял от жгута пару клиновидных кусочков и подложил их под собачки. Это не помогло, зацепления в задней муфте по-прежнему не было.

Поковырявшись еще немного, решил идти пешком. Но уж очень не радовала перспектива вести велосипед все 10 км. Поэтому через некоторое время решил предпринять еще одну бесполезную попытку ремонта. Снова ставлю велосипед «рогами» в землю и снимаю колесо.
-Может лучше вообще трещотку заклинить, - посоветовал Серега, - только со спуска хреново будет ехать, педали-то будут крутиться.
-Ну и ладно, - ответил я, так как тоже подумывал о таком варианте, -это лучше чем пешком идти.
Оторвав кусочек резины покрупней, в наглую запихал его в подшипник и туго закрутил гайку. О чудо! Велосипед едет! Но чудо длилось не долго. Интуитивно я чувствовал, что это не совсем правильное решение, поэтому то и дело поглядывал на муфту. Проехав несколько десятков метров, заметил, что гайка начала откручиваться. Ну конечно, резьба-то на ней левая. Пришлось опять разбирать муфту и возвращать все исходное состояние. Ладно, пойду пешком. А солнце уже садилось…

По нашим расчетам обратный путь должен занять не более двух часов. Но всю дорогу идти пешком не пришлось, спуски по-прежнему можно было проезжать на колесах, развивая скорость до 30 км/ч, спасибо гравитации. На ровных участках иногда передвигался, отталкиваясь от земли ногой, как на самокате. Это давало прибавку в скорости на 2-3 км/ч по сравнению с пешей ходьбой.
Дорога, ведущая к развилке перед заповедником, пролегала на возвышенности. Выехав с территории заповедника на нее, мы заметили  в низине знакомый узел грунтовых дорог, хитро переплетенных между собой. Это было то самое сплетение, в котором находится недостроенная насосная. Мы не стали продолжать обратный путь по дороге, проходящей мимо полей «чабанов», а устремились напрямик к сплетению, через поле. Крайняя дорога Сплетения проходила по насыпи высотой метра полтора. Без особых проблем велосипеды были подняты на насыпь. И снова на дороге. Вот оно - главное преимущество велосипеда перед другими наземными транспортными средствами. Где на «Крузере» не пройдем и на «Харлее» не промчимся, вел на себе перенесем, и ничего с ним не случится:-) Да, на машине так сделать не получиться…
Доезжаем до района золотвала. Сосновые леса в этом районе черные от золы. Впереди виднеется разведенный костерок, однако рядом никого нет. Это странно. Позже выяснилось, что это не костер а догорающий кусок пластмассы, валяющийся среди дымящихся головешек. Пожар прошелся и по этим местам. Затем недалеко от дороги встретилась сосна, на коре которой еще трепетали язычки пламени. Чуть позже увидели уезжающую пожарную машину.
Последний спуск преодолен и остаток пути по Садовой грунтовке до ул. Ленина и по набережной пришлось идти только пешком.
Это был трудный день.
 
8 мая 2006
на главную предыдущая статья следующая статья

Посмотреть маршрут