П Ы Л Ь    Д О Р О Г
путешествия по окрестностям Благовещенска
на главную предыдущая статья следующая статья

Создание карт для GPS

Скачанная с Интернета карта Амурской области оказалась плохо проработанной. Сам Благовещенск начерчен довольно подробно, подписан каждый переулок, проставлены номера домов и даже прорисованы железнодорожные пути. Но… за городом было изображено только две дороги! Большая садовая грунтовка и грунтовка, идущая мимо Сплетения к Игнатьевскому шоссе. Ни Ротаньего озера, ни золотвала там не наблюдалось и в помине. Я конечно и не надеялся увидеть там все садово-огородные тропы, но хотя бы самые основные дороги и объекты должны быть.

Добыв у Kranza необходимое программное обеспечение, занялся ручной прорисовкой. Благо к тому времени у меня была закончена карта окрестностей Благовещенска, склеенная в фотошопе из спутниковых снимков с maps.google.com.

Процесс создания карты был весьма трудоемкий, но первые пару месяцев довольно увлекательный. Ее создание началось с вырезки из карты Амурской области кусочка протяженностью от Благовещенска до Сычевки по вертикали и от Амура до Тамбовки по горизонтали.

Начав в ноябре заполнять пустое пространство пригорода Благовещенска, к весне уже добрался до окрестностей аэропорта. О, сколько там понаделали дорожек, огородных тропинок, аж в глазах рябит. И их нужно обчерчивать, обчерчивать, обчерчивать… И чем дальше было от Благовещенска тем площадь, покрытая дорожками все увеличивалась и увеличивалась пропорционально квадрату расстояния.

Кроме того, что нужно было заполнять пустующее пространство карты дорогами, полями, болотами, озерами, нужно было еще править и криво нанесенные на "заводскую" карту дороги. Также пришлось подправить формы некоторых озер, речушек и части Зеи в соотвествии с видом из космоса. Труднее всего пришлось на участках с "зеленкой" - мелкомасштабных гуглевских снимках, сделанных летом лохматого года. Там можно разглядеть только достаточно крупные дороги. Поэтому невидимые с гугля дороги чертил по генштабовской карте, так что точность и правильность их расположения оставляет желать лучшего. В свою очередь дороги, попавшие на крупномаштабные снимки, выполнены довольно точно, с погрешность в несколько метров.

Поскольку за Зеей мы практически не ездим, то ограничился лишь прорисовкой дорожек у пляжа и в окрестностях Владимировки, остальная часть побережья осталась в первозданном виде. Карта доработана до Бибиково (ссылка на карту внизу страницы). А теперь, о том, как происходила работа над картой.

Технология создания карты

Сначала в проге OziExplorer нужно было привязать джипеговскую картинку к координатной сетке. Для этого надо задать координаты нескольким точкам на картинке. Координаты можно посмотреть в Google Earth, потом пересчитать их в формат OziExplorerа, либо находясь на местности, отметить эти точки в навигаторе. В процессе проверки правильности привязки обнаружилось некоторое несовпадение координат гугля и навигатора, в пределах 15 метров, что вписывается в заявленную погрешность навигатора. Обычно треки с навигатора смещены к востоку относительно дорог на гугле.

Можно воспользоваться и сканированными картами из атласов, или скачать с Интернета уже привязанные к Ози генштабовские карты. Но точность рисованных карт ниже, чем гуглевских снимков. Кроме того, многие дороги на карте проходят совсем не так, как на самом деле.

После привязки в OziExplorer, поверх изображения можно чертить треки. Что бы начать новую секцию трека (новую линию) нужно удерживать нажатой клавишу Alt. Затем все эти художества сохраняются в файл *.plt.

Так я и страдал поначалу, пока не разжился прогой GPSBabelGUI, позволяющей конвертировать метки из Google Earth в формат *.gdb. Данный формат используется навигатором для хранения треков, маршрутов и точек (формат *.plt содержит только треки). Чертить линии в Google Earth было намного удобнее, чем в OziExplorer. В любой момент можно было увеличить разрешение до максимального, чтобы рассмотреть мелкие объекты, да и редактировать треки там проще. Метки с гугля сохраняются в текстовый файл myplaces.kml, находящийся в папке "C:\Documents and Settings\администратор\Application Data\Google\GoogleEarth". Папка "Администратор" названа так по умолчанию, на вашем компе она может называться по другому, в соответствии с именем пользователя. При конвертировании myplaces.kml с помощью GPSBabelGUI следует указать какие данные надо сохранить, а именно поставить галочку на треках.

После этого файлы *.gdb или *.plt загружаются в прогу Mapedit, накладываясь поверх векторной карты, и там вручную преобразуются в линии или полигоны. В ходе преобразования задаем нужный тип линии например "грунтовая дорога", "автомагистраль", "река", "государственная граница" и т.д. А также указываем на каком уровне данный объект будет отображаться. В гарминовских картах есть три уровня отображения в зависимости от крупности масштаба. Чем мельче масштаб, тем меньше объектов отображается на экране. В мапэдите можно вызывать различные режимы отображения кнопками на малой цифровой клавиатуре: 0 - отображать все объекты, 1 - отображать объекты только первого и второго уровня, 2 - отображать объекты только второго уровня. Не стоит забывать об уровнях и при редактировании карт. Если в режиме отображения всех объектов удалить какой-нибудь объект, отображаемый на двух уровнях, то он удалиться только на уровне 0. Вам будет казаться, что объекта нет, но когда уменьшите масштаб он неожиданно появиться. Поэтому надо удалять один и тот же объект на всех уровнях его отображения.

Векторная карта для навигаторов семейства Garmin выпускается в формате *.img. Сохранить отредактированную карту в этом формате не получится. Прежде, чем карту редактировать ее следует переконвертировать в польский текстовый формат *.mp, это делается в мапэдите. Затем все издевательства над ней следует проводить в этом формате. Когда карта примет желаемый вид, ее надо переконвертировать обратно в *.img. Для этого потребуется прога Cgpsmapper, интегрируемая с мапэдитом. После установки этой проги в меню мапэдита нужно кликнуть Экспорт -> Garmin img / cgpsmapper.exe. Пока идет конвертация можно попить чайку :-)

В ходе конвертации может всплыть один глюк из-за которого конвертация прервется. Это связано с наличием на карте "нулевого" объекта. Такая бяка возникает если забыли присвоить линии или полигону тип. Проще всего обнаружить ошибку, открыв карту в блокноте (на то он и текстовый польский формат ;-) и через поиск найти строчку "Type=0x0" и исправить ее на требуемый тип (кодировка типов указана в окошке выбора типов линий (полигонов) в мапэдите).

Готово. Теперь у вас есть собственноручно прочерченная карта. Следующий шаг - заливка ее в навигатор. И здесь потребуется еще одна прога - Sendmap.

Ну вот теперь можно ехать и проверять насколько точно начерчена карта :-)

Скачать GPS-карту в редакции vv (303 Кб). Карта предоставляется бесплатно, поэтому, пожалуйста не забывайте про авторские права.

на главную предыдущая статья следующая статья