П Ы Л Ь    Д О Р О Г
путешествия по окрестностям Благовещенска
на главную предыдущая статья следующая статья

ЗИМНИЕ   БУКСОВАНИЯ

После работы, по пути домой, решил немного покататься на машине за городом. На Игнатьевском шоссе за Чигирями свернул на западную дорогу. Однако, эта дорога шла не понять куда, да еще и наметился уклон вниз, а это значит, что обратно подняться будет затруднительно. Ну не прёт моя машинка по снегу в гору на всесезонной резине. Решив не искушать судьбу, я развернулся на первом подъезде к дачному домику, где уже стояла чья-то машина и рядом кто-то возился.

Сдавая задом, с подъезда на дорогу, ведущие колеса стали беспомощно шлифовать снег практически на ровном месте. И ни туда, и ни сюда. Видя это дело, местный житель пришел помочь. Машина у него была вариаторная, поэтому дёрнуть ей на тросу он не мог. Начали лопатой откапывать забуксовавшее колесо. Оказалось, что место не такое уж ровное, под снегом был скрыт обледеневший бугор. Дачник сказал, что здесь и Камазы застревали летом. Немного стесав бугор, и сделав лопатой пологий заезд, в очередной раз попытались толкнуть машину. Опять безрезультатно. Но я из кабины обратил внимание на небольшое стройное деревце на обочине. Деревце хоть и было стройным, но его толщины оказалось достаточным, чтобы прицепить лебедку. Как и положено, чтобы не повредить кору, обернул дерево мешковиной. Под размеренное щелканье храповика ручной советской лебедки, машина сантиметр за сантиметром выбиралась из плена зимней дороги. В общем, лебедка решает!

Немножко буксанув напоследок, уехал с того места и направился на другую западную дорогу. Эта была дорога, проходящая мимо креативного колодца в виде домика с надписью "Внучок". Она была затяжной, в конце раздваивалась, шла параллельными ветвями в гору и выводила на поля. Там и летом ездить лучше на чем-то вроди Нивы, а зимой и подавно на своей заднеприводной классике соваться не стоило. Проехал по ней некоторое расстояние и решил развернуться на раскатанном пятаке. Но когда с пятака сдавал задом на дорогу, машинка опять решила побуксовать. Тем не менее в 5-7 приемов развернуться удалось. Машина стояла вдоль дороги, но ехать дальше отказывалась, шлифуя снег задними колесами. Хваленый прием по обману дифференциала ручником не оказал ни малейшего эффекта. В общем, пора снова расчехлять лопату.

Ситуация была такая: дорога проходила под сопкой, над ее краем возвышался двадцатисантиметровый земляной бурт, как обычно и бывает у таких дорог. Но вот перед буртом был плавная канавка, даже не канавка, а местный уклон "дорожного полотна". В него и снесло колеса. Вылезти из машины оказалось непросто, так земляной бурт мешал открыть дверцу. Кое-как просочившись через узкую щель, достал из багажника лопату и стал стесывать землю с бурта, кидая ее под ведущие колеса. Проблема была мелкой и разрешилась минут за пять. Просочившись обратно в кабину, выехал по накиданному грунту.

Обратную половину маршрута, решил проехать по Большой садовой грунтовке. Солнце и снег, дубы и сосны и свежий воздух через приоткрытое стекло - ведь это же прогулка на природе как ни как. Ближе к золоотвалу стали появляться наледи, будто по дороге тек ручей и замерз. Но скорее всего это из-за недавней оттепели после снегопада. Последняя наледь была перед самим золоотвалом. Выглядела она очень коварно - абсолютно голый и гладкий лед, со следами буксования, вмороженном куском троса и застывшей прорубью с бортиком сантимов в пять. Довершала картину глубокая канава у обочины, справа от наледи. Я остановился, потому что вперед ехать было опасно. Меня чуток снесло влево, одно ведущее колесо оказалось в рыхлом снегу, другое на льду. Сдвинуться с места задним ходом машина отказалась. Пришлось снова лопату в руки, чтобы добывать с обочины фрикционный материал и сыпать его под колеса. Машинке этот материал понравился, и она резво выехала задом.

Далее я стоял в раздумьях, можно ли проехать эту наледь. С нее могло снести машину в канаву и оттуда ее уже никакой лебедкой не вытащишь. Но если стесать лопатой края замершей проруби под пологим углом, и с разгону, используя инерцию, проскочить наледь по правильной траектории, то вполне может… А в прочем ну нафиг эти авантюры, уж очень страшная канава. Вспомнив туристическую мудрость "Есть короткая дорога, но она самая длинная, есть длинная дорога, но она самая короткая", я решил ехать в объезд - через хитрую лесную дорогу на спуск в сторону маршрута 41-го автобуса. Солнце там светило просто изумительно.

Хитровиляющая дорога в золоотвальном лесу, не доставила трудностей, только на выезде к спуску черканул защитой картера по бугру. А тем временем намечался грандиозный закат. Оставив машину, взобрался на золоотвальную насыпь фотографировать.

Потом немножко прогулялся вдоль насыпи. Нашел любопытную тропинку за железной конструкцией, протоптанную среди местной чащицы мелких деревьецев, украшающих небо над тропинкой ажурным узором своих ветвей. Тропинка закончилась у каменистого края насыпи. На деревцах резвились птички необычного вида. Насладившись бытием на природе, пошел к машине.

Поехал по затяжному спуску к асфальтной дороге, по которой пролегает маршрут 41-го и находится ЗАО "Асфальт". В конце спуска дорога стала раздолбаной с ямами и буграми. Я вспомнил, как однажды по зиме пытался заехать на эту гору, но не смог. А сейчас-то я вниз еду, значит всё будет хорошо.

Замечаю разоренный и заброшенный бульдозер у дороги, накрытый синей пленкой. А я уже промчался мимо него. Остановился, захотел подъехать к нему задним ходом. А фиг там, в гору машинка не прет. Ну и ладно, все равно некогда его осматривать и снимать на видео, да и освещение уже не то.

Спуск переходит в ровный участок, сейчас должен выехать на цивильную асфальтную дорогу, идущую мимо ЗАО "Асфальт". И тут вместо перекрестка с асфальтной дорогой я вижу глубокий широкий ров! Прямо Гранд-каньон какой-то, а не ров!!! Негодованию моему не было предела. Всю матерщину вспомнил в тот момент. Позади подъем в гору, по которому машина никогда не могла взобраться в зимнее время, а впереди, непонятно откуда (внезапно) возникший каньон. Приехали! А тем временем... смеркалось...

Выпустив пар, придался конструктивным раздумьям. Дело, конечно безнадежное, но хотя бы для успокоения совести стоит попробовать выбраться своим ходом. Обычно это никогда не получается… А вдруг? Спустил давление в ведущих колесах до 1,2 атм, разогнался на плоскаче и - в гору. С разгону идет почти нормально, потом начинаются ямы и бугры, а скорость бросать нельзя, подпрыгиваю на них (спасибо конструкторам за крепкую подвеску). Дальше посреди дороги возвышается еще один, но самый большой и коварный бугор, на который можно сесть днищем. Взял левее него, и прохрустев через ветки капотом и лобовым стеклом, увяз в снегу. Скатился, попробовал еще раз - фиг вам, как говориться. Опять увяз в снегу у бугра. Ставлю на ручник, беру лопату и начинаю пытаться стесывать злополучный бугор. Было это на пару десятков метров выше бульдозера. Стук, лязг, искры от камней, а бугор не поддается. Тогда решаю строить в обход него грунтовую колею. Опять стук, лязг, искры из-под лопаты. Насторожено поглядываю в сторону карьера, не двигаются ли ко мне охранники (а то еще подумают, что я бульдозер демонтирую). Вроде не двигаются. Копаю дальше, откидываю снег на обочину, обнажая заветный грунт. Думаю если ничего не получиться, то…

Эвакуатор вызывать не дело, однажды уже был печальный опыт общения с экстренной службой в подобной ситуации в августе 2018, сказали что людей эвакуируют, а машину нет. Пришлось тогда самим откапываться до 3 ночи, отбиваясь от несметных полчищ болотных комаров. А там всего-то 3 метра надо было ее на тросу дернуть. А сейчас еще и не объяснишь, как по лесу петлять надо, чтобы сюда приехать. На самый крайний случай придется бросать машину и топать до автобуса километров 5, это немного. А завтра может с кем-то из знакомых… Эврика! Kranz же джип купил и он знает эти места! Можно позвонить ему. Но это на крайний случай, пока попытаюсь сам поковыряться, зачем товарища зря беспокоить.

Прошло минут 30-40, а может и 50. В густой мглистой синеве, докапывал уже едва различимые контуры колеи. Получилось примерно метров 20. Отрубил мешающиеся ветки. Попробовал стартануть с места - не получается. Съехал вниз, на плоскач. Охранников на горизонте по-прежнему не наблюдалось. Наступает момент истины. Набираю взлетную скорость, руль на себя, иду на подъем, подпрыгиваю на буграх (спасибо конструкторам подвески за запас прочности) и направляю машину левее бугра в рукотворную колею. Тянет, тянет, родная! Давай, давай греби еще, еще немного! Чувствую, что едет с пробуксовкой, но ЕДЕТ!!! Преодолеваю колею, а дальше - ровная дорога без бугров. Но подъем продолжается, машина идет по снегу со скольжением. Спидометр показывает 40, а на самом деле там не более 20. Половина (а может и больше) подъема уже позади, и тут она теряет скорость и начинает шлифовать снег. Опять ставлю на ручник, лопату в руки и - строить новую колею. Снег был не глубокий, дело шло быстро. Заморачиваться долго не стал, построил ее в две длины машины. Чуток откатился назад, чтобы убрать колеса с нашлифованного места и стартанул с раскопанного грунта. Пошла хорошо. Далее без проблем добрался до золоотвального леса, через него на Большую садовую грунтовку и через Игнатьевское шоссе - в город. Крюк получился знатный, но штурмовать ночью ту опасную наледь у золоотвала совсем не хотелось.

Приехав, домой, написал об этом приключении Kranzу, и вот что он мне ответил: "Однако ж тебя угораздило найти приключение, когда у меня машина в ремонте. ... Неделю уже чинят ходовку".

Всё, занавес…

17 ноября 2020


Немножко подрифтив на Ротаньем озере, и покатавшись по окрестностям города, заприметил возле дачного массива две незнакомые дороги на сопку, не лучшего качества. На обратном пути решил их исследовать. Первая шла вдоль ЛЭП, потом кончилась. Японские зимние шины пёрли уверено, развернулся на таком пятаке, с которого на старых покрыхах фиг бы выехал. Подумал, что теперь возможно всё, классика превратилась в Ниву. Двинул на соседнюю дорогу в сопку (еще более таинственную). Дорога оказалась длиннее, с глубокими колеями и высоким снежным гребнем между ними, который пришлось ровнять днищем :-))) а в одном месте даже переезжать через лежащий поперек нее ствол дерева (хорошо что дерево было тонкое). Доехал по ней Т-образного пересечения с противопожарной просекой. По просеке - понятное дело ехать было нереально, а развернуться негде. Стал сдавать задним ходом в обратку и … увяз. Выехать не получалось, машину левым боком снесло в придорожную канаву, и выбраться обратно в колею она никак не могла. Да еще и деревья мешали открыть дверцу. Кое-как просочился в узкую щель, и достал из багажника лопату. Погода в конце февраля была теплая, на небе ласково мерцали звезды и светила половинка луны.

Чередуя работу лопатой и жогово сцепления, кое-как через часик выполз вперед, дотянул опять до перекрестка с просекой и решил на просеке развернуться. Это было очень рискованно, но другого выбора не оставалось. Свернул на просеку и там… увяз окончательно. Ни туды, ни сюды. Под ведущим колесом слой снега скрывал лед. Начал долбить его ломиком и после первых ударов выяснилось, что под коркой льда полость сантимов 5 глубиной. На сём долбежные работы прекратил - еще не хватало чтобы колесо в эту яму провалилось. Пришлось прибегнуть к последнему аргументу. Достал лебедку и законектил ее к ближайшему деревцу. Трос размотать пришлось полностью. Если бы машина стояла сантиметров на 5 дальше от деревца, то длины троса уже не хватило бы.

Схватив лебедочный рычаг, продолжил физическую активность на свежем лесном воздухе под сплетениями ветвей, украшающих темно-синее небо черными кружевами, луной, запутавшейся в этих ветвистых кружевах и звездами, сквозь них мерцающими. Кругом умиротворение и тишина, нарушаемая только размеренным приятным потрескиванием храпового механизма лебедки... В общем, романтика … И если бы не 21:00 на часах, то можно было бы не торопиться. Но пугающая перспектива заночевать там, подстегивала работать рычагом порасторопнее.

Дотащил машину до перекрестка. Отцепил лебедку, сдал немного назад по просеке и попытался вывернуть дорогу. Однако въехать на нее обратно было не просто, так как перед ней находился обледеневший бугорок. Пришлось бороться с ним лопатой и подкидыванием гравия. После непродолжительной битвы, въехал на дорогу и погнал по ней уже, как и положено, передним ходом по колее. Заносило, боялся что опять снесет в ту злополучную канаву, но обошлось. Фууууух!

20 февраля 2021

на главную предыдущая статья следующая статья